ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Оставьте свое сообщение и мы свяжемся с Вами.

12 ул. Воскова
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, 197198
Russian Federation

+7-921-9402612

Багетная мастерская в Санкт-Петербурге. Лучший дизайн оформления картин. Консервационное оформление. Вся история рамы в одном месте.

Блог

Багетная мастерская в СПб. Все самое интересное о рамах.

Рамы для живописи соцреализма

Оксана Лысенко

В свете наблюдающегося сегодня интереса к живописным произведениям социалистического реализма настало время поговорить об их обрамлении. Тема эта вызвана множеством неудачных решений в выборе рам, которые вызваны непониманием роли рамы в восприятии картины, а также незнанием канонов картинного обрамления. 

Кстати, о канонах - несмотря на то, что с точки зрения картинного обрамления российские музеи (в отличие от западноевропейских!), к сожалению, не могут являться эталоном, поскольку слишком многие живописные полотна потеряли свои исторические рамы, есть одно исключение, связанное именно с живописью XX столетия. Этим исключением является экспозиция искусства XX века в Третьяковской галерее на Крымском Валу, где большинство произведений экспонируется в собственных исторических рамах либо (за неимением таковых) в их копиях. 

Эстетика советской живописи, безусловно, диктует эстетику обрамления. Не случайно художники-соцреалисты часто одевали свои полотна в багетные рамы достаточно глубокого профиля (как правило, с галтелями), со строгим орнаментальным убранством и бронзировочным покрытием, получившие сегодня название "советский багет". Полотна А.Герасимова, И.Бродского, Ф.Решетникова, А.Пластова, А.Рылова, Т.Яблонской, Вл.Серова, Б.Иогансона и многих других классиков советской живописи экспонировались именно в этом обрамлении. Характерно, что и А.Самохвалов для таких работ, как "Провозглашение Советской власти" (1957 г.) выбирал советский багет. Собственно, почему?

В каком бы жанре не была выполнена работа - будь это историческое полотно, портрет, бытовая сцена - классики советской эпохи творили миф о социалистическом обществе, одновременно и отражая действительность, и идеализируя ее. Даже пейзаж - самый "неидеологизированный" жанр (наиболее популярный сегодня среди владельцев галерей и частных коллекционеров) - зачастую имел социальную подоплеку. Весьма показательны в этом отношении слова А.Самохвалова, сказанные в связи с его работой над сельским пейзажем: "Богатство, разнообразие и необычайная жизнь нового пейзажа, пейзажа поверхностей больших масштабов - заставили меня призадуматься… Жизнь пейзажа - это сознательная координация труда и времени. Труд определяет поверхность, время определяет цвет. Это плановая ударная работа. Изменения в пейзаже - это учет производственной работы".  

Требование реалистичности искусства и его доступности широкой аудитории диктовало предметность и "жизнеподобность" изображенного, повествовательный сюжет. При этом, в большинстве произведений использовалась прямая линейная перспектива. Благодаря этому стоящий перед картиной зритель словно бы становился непосредственным свидетелем (если не соучастником) происходящего на холсте действия. И благодаря раме, имевшей глубокий профиль, визуально увеличивающий изображенное в картине пространство, это впечатление еще усиливалось. Что же касается выбора обрамлений для пейзажной живописи - классицистического типа рамы с галтелями как нельзя более эффектно дополняли вид уходящей вдаль дороги, лесной тропинки или реки, стоящие вдали на пригорке деревенские домики или же тающие в дымке заводские трубы. Как вариант, художники также использовали багетные рамы другого профиля - без галтелей, со скосом внутрь, к картине, или же со ступенчатым переходом от внешнего к внутреннему краю, также подчеркивающие глубину изображенного на полотне пространства. 

Естественно, орнамент рамы находился в тесной взаимосвязи с образно-стилистическим решением живописного произведения. Одним из наиболее востребованных был багет с мастичным орнаментом в виде гирлянды из лавровых листьев, лежащим на гребне (наиболее высокой части профиля рамы). Лавр - символ славы, победы в полной мере соответствовал патетике соцреализма в его утверждении новой жизни, рассказах о военных и трудовых подвигах. Среди других элементов орнамента советского багета следует назвать плетеную веревку, меандр, листья плюща, некоторые другие растительные мотивы, а для угловых украшений - лист аканта, картуш. Нехарактерны для советского багета: рокайльные композиции из цветов и С-образных завитков, изящные веточки с листьями и цветами, букеты, рога изобилия, гроздья винограда и другие детали декора, не соответствующие советской эстетике, которые использовались на рамах предшествующих столетий. 

В равной степени (за очень редким исключением!) вы не увидите на работах художников-представителей соцреализма золоченые или даже покрытые поталью рамы. В покрытии советского багета преобладало бронзирование (отмечу, что это глухое, не сияющее покрытие сочетается с колоритом многих соцреалистических полотен), а также черная и белая краска, также выпускался багет (с лепным орнаментом и без него) с тонированной древесиной тов орнамента советского багета следует назвать плетеную веревку, меандр, листья плюща, некоторые другие растительные мотивы, а для угловых украшений - лист аканта, картуш. Нехарактерны для советского багета: рокайльные композиции из цветов и С-образных завитков, изящные веточки с листьями и цветами, букеты, рога изобилия, гроздья винограда и другие детали декора, не соответствующие советской эстетике, которые использовались на рамах предшествующих столетий.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу такие произведения, как "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Допрос коммунистов" Б.Иогансона, "Весна" и "Ужин трактористов" А.Пластова, "Хлеб" Т.Яблонской, "Опять двойка" Ф.Решетникова и многие другие экспонируются в аутентичных бронзированных рамах советского багета классицистического профиля (с галтелями) (Рис. 1). Это выбор художников и заказчиков того времени. Рамы советского багета органично дополняют соцреалистическую живопись и, кроме того, картины в исторических рамах дают наиболее полное представление об ушедшей эпохе.

Рис.1  Ф.Решетников   "Опять двойка"

Частный владелец соцреалистической живописи, в отличие от музея, вовсе не обязан думать о том, что его картина должна висеть в советском багете для того, чтобы в полной мере отражать эпоху. Здесь выбор рамы определяют совсем другие задачи: эффектно дополнить, украсить произведение и подобрать раму в соответствии с интерьером. Однако не следует забывать, что выбор обрамления, в первую очередь, должен быть продиктован спецификой живописного полотна. Запечатленный в реалистической манере, в сдержанном колорите уголок русской природы "убивает" рама с пышным декором. Характерный для соцреалистической живописи мужской портрет не сочетается с рамой, углы которой украшены нарядными орнаментальными композициями с цветами. Кстати, несколько таких портретов - героев Великой Отечественной войны - висит в конференц-зале завода "Метробетон". Они вставлены в покрытые поталью строгие классицистические рамы с орнаментом в виде гирлянды из лавровых листьев, (Рис. 2). Удачное решение обрамления - традиционные профиль и орнамент, а вместо бронзировочного покрытия использована поталь, которая здесь не только не мешает восприятию живописи, но и за счет своего мерцания создает эффект дополнительного освещения портретов.

Рис.2 Конференц-зал завода "Метробетон"

Прямо противоположный пример - из жизни Русского музея. На одну из временных выставок в Мраморном дворце музейные дизайнеры заказали для произведения А.Лактионова "Письмо с фронта" (авторского повторения одноименной картины из собрания Третьяковской галереи) современную багетную раму из черного пластика, узкого простого профиля. И что же произошло? В таком обрамлении произведение А.Лактионова неожиданно стало восприниматься как гиперреалистическое современное полотно. Те важные детали, на которых акцентируется внимание зрителя в картине "Письмо с фронта" на экспозиции Третьяковской галереи (Рис. 3) благодаря особенностям советской багетной рамы: мальчик с письмом и солдат в глубине композиции (на них акцентируется внимание благодаря профилю рамы), простота скромного быта (подчеркнутые неброским бронзировочным покрытием обрамления) - были нивелированы в Русском музее современным багетом, который подчеркнул лишь натуралистичность, сложность композиции, световые эффекты в картине. Таким образом нивелировалась и та главная мысль, ради которой А.Лактионовым было написано произведение - подвиг народа и его единство в борьбе с врагом, о которой напоминает гирлянда из лавровых и дубовых листьев (дуб - символ силы, выносливости) на раме из Третьяковской галереи. 

Рис.3 А.Лактионов   "Письмо с фронта"

Вместе с тем, если бы подобная черная, узкого профиля рама была подобрана, скажем, к картинам "В пути" и "Подмосковная рокада" Г.Нисского, она бы эффектно подчеркнула жесткую графичность и резкие цветовые контрасты этих работ.

В равной степени особенности пластического языка А.Дейнеки - некоторая обобщенность форм, декоративность цветовой гаммы, подчеркнутая значимость композиционного ритма и линейных очертаний объектов - диктуют свой выбор рамы. Здесь не годится бронзированный советский багет классицистического профиля с лепным орнаментом. Скорее - это могут быть рамы узкого, плоского профиля, черного цвета, а также деревянные (без покрытия) со скосом внутрь, к картине. В подобных обрамлениях, причем, исторических - советского периода, произведения А.Дейнеки висят в Третьяковской галерее на Крымском Валу (Рис. 4). 

Рис.4 А.Дейнека   "Будущие летчики"

Сегодня и владельцы живописи, и, к сожалению, багетчики слишком увлекаются украшательством, забывая, что главная задача рамы - подчеркивать достоинства живописного полотна. Рама не должна отвлекать на себя внимания, при этом необходимо достигать стилистического единства картины и ее обрамления. 

О.А. Лысенко

http://www.piterbaget.ru/events/events15/article.html