ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Оставьте свое сообщение и мы свяжемся с Вами.

12 ул. Воскова
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, 197198
Russian Federation

+7-921-9402612

Багетная мастерская в Санкт-Петербурге. Лучший дизайн оформления картин. Консервационное оформление. Вся история рамы в одном месте.

Блог

Багетная мастерская в СПб. Все самое интересное о рамах.

Фотография и рамы: Историческая ретроспектива

William B. Adair

Рис. 1 "Объединенная коробочка" с дагерротипом

В 1835 году, парижский художник-химик Луи Дагер изобрел и популяризовал первое коммерческое использование фотографических изображений, перенесенных на стекло со стереоэффектом. Их называли «дагерротипы» и хотя иногда их обрамляли, обычно они продавались в защитных складных коробках, которые имитировали рамы. Эти коробки были в комплекте с позолоченными сводами, часто внутри обшивались бархатом и имели маленькую застежку, наподобие медальона или коробочки для украшений. Защитные коробочки делались из кожи с позолоченными украшениями или, как альтернатива, производились из термопластичной смолы. Такие защитные коробочки известны как «Объединенные коробочки» .

Так как фотография стремительно развивалась в течении девятнадцатого века, то и фото рамки существенно эволюционировали. Это была эпоха, в которой фотография впервые начала интегрироваться во многие сферы человеческой деятельности, и таким образом началось влияние на культуру в целом.

Вскоре появилось другое изобретение, так называемые «амбротипы», созданные Фредериком Скотом Арчером в 1850-х годах. Это было изображение на стекле, созданное разновидностью коллодионного процесса. Как и печать на бумаге, оно проявлялась в отраженном свете. Подобно дагерротипам и снимкам, получаемым, намного позже, с помощью камеры Полароид, каждое изображенние было уникально. В 1860-х широко использовались ферротипы с ручной росписью. Это было похоже на фотографии, но изготовленные на тонкой лакированной пластине черного цвета с оловянным сплавом. в первые годы становления фотографии, чтобы удовлетворить растущий спрос, было изобретено много других замечательных фотографических процессов. В 1842 году сэр Джон Хершел изобрел «цианотопию». Другой способ, названный «вудбуритипия», был разработан Уолтером Б. Вудбуром в 1864 году. Это был фотохимический процесс, создающий слегка выдавленный отпечаток в сепии, который по мнению некоторых экспертов, является самым прекрасным процессом, когда либо изобретенным. Кроме этого существовали фотогравюры, используемые Эдвардом С. Куртисом, классическим фотографом американского запада и исчезающих американских индейцев.

Возможно, самые качественные фотографии той эпохи получались с помощью альбуминовой печати. Их часто оформляли в рамки с причудливым поэтическим дизайном. Такие отпечатки, без всяких сомнений, самая большая категория в фото коллекциях девятнадцатого века. Альбуминная бумага широко использовалась как фотоматериал с 1855 по 1888 год, когда Кодак изобрел пленку.

 

Революционная роль фотографии

Рис.2 Пластиковая рама в венецианском стиле. Рама была создана во Франции для массового рынка.

Рис.2 Пластиковая рама в венецианском стиле. Рама была создана во Франции для массового рынка.

Первоначально фотография выполняла функции документирования событий, мест и также для изготовления портретов. Кроме того фотография выполняла функции важного информационного средства. В начале двадцатого столетия фотографию стали относить к изобразительному искусству. В ряде случаев, обычные фотографии теперь ценятся по их эстетическим качествам так же высоко, как и фотографии, первоначально создаваемые как изобразительное искусство. Недавно, ранняя фотография Эдварда Стайхена была продана за 2.9 миллиона долларов.

Кураторы, коллекционеры и художники хорошо осведомлены об рамах, окружающих картины, но сегодня рамы для фотографий часто являют собой белое паспарту с черным багетом или алюминиевой рамой. Так было не всегда, и существует наследие роскошных и разнообразных фото рам, ждущих когда их откроют и оценят. Возможно, самая исчерпывающая книга по этому предмету это книга Стенли Б. Бернса «Забытая свадьба: Раскрашенные ферротипы и декоративные рамы, 1860-1910». Книга Бернса предоставила первый всесторонний взгляд на североамериканские фотографии, представляя переход между нарисованным портретом и студийными портретами, с акцентом на их рамы и паспарту, которые были частью их успеха как рыночного товара.

Наиболее творческие художники, такие как Элвин Лэнгдон Коберн и Эдвард Кертис, использовали процесс фотогравюры, а кроме того тонировку сепией, пигментную печать, платиновую печать или гумбихроматную печать с оригинальными обработками, что делало каждый снимок уникальным. Раскрашенные карандашом фотографии также были популярны и массово производились и обрамлялись наряду с картинами.

Рис. 3 Рама Уистлера

Все изменилось на рубеже веков. Группа фотографов во главе с Альфредом Стиглицом в начале 1900-х годов начала относится к фото рамам с большим вниманием. В своих плодотворных публикациях для фотографов в журнале Camera Work (1903-1917), первый выпуск был посвящен правильной эстетике оформления фотографий. Нью-йоркский оформитель Стиглица, Джордж Ф. Оф должен был быть  потрясен. Оба прекрасно осознавали, что рама могла украсить или уничтожить прекрасную художественную фотографию, но несмотря на это не было никаких установленных правил, которым необходимо было следовать. Поэтому они полагались на свои инстинкты при выборе рамы.

Их эстетика основывалась на сокращении украшений. Ар-нуво вылилось в Ар-деко или элегантный модерн. По существу, в то время фотографии оформлялись так же как и живопись. Элегантный, сдержанный дизайн использовался авторитетными современными художниками, такими как Уистлер, уже двадцатью годами ранее. Но на рубеже веков, рамы Вистлера были простыми по сравнению с другими и их часто тонировали и раскрашивали, чтобы смешать с нежными тонами, используемые в своих картинах.

Позднее, Уистлер еще больше упростил свои рамы, исключив окраску рам, тем не менее, багет всегда имел впечатляющую серию из трех взаимосвязанных профилей классического орнамента, устанавливая тренд для художественных взглядов стиля модерн в двадцатом веке. Эта цель достижения гармоничного контакта рамы с картиной предполагала денежных затрат художником и поэтому ими пренебрегалась. Такой подход также позволял контролировать, как работа должна быть представлена компетентному клиенту, понимающему важность правильной рамы для картины. Фред Холланд Дэй из Бостона был первым художником пропагандирующим, что фотография должна рассматриваться как изобразительное искусство. Он сознательно следовал стилю Уистлера в оформление, чтобы доказать свою точку зрения.

Цель состояла в том, чтобы тщательно уравновесить фотографию с рамой, так чтобы рама не превалировала. Правильные пропорции, цвета, формы, фактуры и яркость рамы всегда должны показывать работу в наилучшем свете. В прошлом, основной принцип подбора правильной рамы всегда считался последним шагом художественного процесса, и теперь, при оформление фотографий, должно быть также.

рис.4 Альфред Стиглиц "Разговор в Катвейке", карбоновая печать

В то время движение «Фото-сецессион» начало продвигать фотографию как изобразительное искусство в общем и пикторальную фотографию в частности. Тогда придерживались спорной точки зрения, что для фотографии важно не то, что находится перед камерой, а манипуляции фотографа с изображением для достижения его или ее субъективного видения. Движение помогло развить уровень и узнаваемость художественной фотографии. Группа была сформирована в 1902 году, после того как Национальный Клуб Искусств попросил Стиглица сформировать выставку лучших современных американских фотографий.

Считается, что Стиглиц назвал свою группу под влиянием мюнхенской сециссионной выставки в 1898 году. Стиглиц часто переписывался с Фритцом Маттеусом-Мазереном, который написал эссе в каталоге для выствки в Мюнхене, и он был очарован мнением фотографов, определяющих собственную художественную форму. В 1899 году он написал: «В Мюнхене, центре искусств Германии, «сецционисты», художники, включающих самых продвинутых и одаренных людей нашего времени, (как следует из названия, покончившие с узкими правилами обычаев и традиций) признали считать фотографическое изображение, за их заслуги, как самостоятельные произведения искусства, вне зависимости от того, что они были произведены посредством камеры.»

Сторонники пикториализма, который был основополагающей идеей «Фото-сецессиона», утверждали, что фотографии необходимо стремиться превзойти живопись и гравюры того времени. Фотографы верили, что, подобно тому, как картины различаются из-за манипуляций художника с материалами для достижения эффекта, так и фотограф также должен изменять или манипулировать с фотографическим изображением. Среди методов были мягкий фокус, специальные фильтры и покрытия линз; а также окисление, оттенение и/или кадрирование в темной комнате для редактирования содержимого изображения. Рама продолжала быть неотъемлемой частью художественного эффекта, так как создавались вручную, чтобы соответствовать манипуляциям художника с фотографией.

Стиглиц, косвенно, был вовлечен в развитие дизайна рамы двадцатого века. Его жена, Джорджиа О’Кифф разработала раму, которая стала предшественником металлическим рамам.

Рамы, созданные художниками

Рис.5 Джоан Розенштейн "Сохраняя Terra Incognita", серебрянная печать. Рама является реплликой профиля Джорджиа О'Киф, которые она использовала для своих работ

Джон Марин, американский художник-модернист, выставлявшийся в галерее Стиглица, имел оригинальный взгляд на создание рам, которые не подражали ни одному из стилей, а были связаны формальными элементами его картины: цветом, движением и формой. В письмах своему другу он сформулировал свою идею – «Так как мы сейчас говорим о рамах, то создание рам занимало больше времени, чем рисование картин, по этой причине рамы должны продавать картины… рама это тот мир вокруг картины, который ты хочешь.

Проблема в том, что ты должен разместить нечто рядом с объектом, и таким образом привлечь внимание к объекту с рисунком. То что окружает объект имеет жизненно важное значение. Поэтому то что окружает картину (мы называем это рамой) становится жизненно важным. Не иди на поводу у картины, другими словами необходимо продвигать картину. Когда эти объекты достаточно берут на себя, они тянут свой бэкграунд вместе с собой. Бэкраунд это дом для объекта, то место где он живет. Бэкраунд должен принять на себя чувство места, так чтобы объекты стали находится в предназначенной для них среде». Другими словами, художественные фотографии необходимо оформлять, даже если изначально не предполагается, что фотография станет частью высшей сферы изобразительного искусства.

Новое время

Родство рамы с фотографией не только отражает форму и стиль этого периода, но и попытку фотографа контролировать восприятие зрителя, чтобы тот увидел мир с точки зрения фотографа, а не просто часть бесконечного моря визуального хаоса. Когда рама помогает фотографу в достижении этой цели, задумка художника раскрывается в полной мере. Фрэнк Заппа однажды язвительно заметил: «Самое главное в искусстве это Рама. Для живописи это надо понимать буквально, для других искусств образно – потому что без этого скромного предмета, вы не знаете где прекращается Искусство и начинается Реальный Мир».

рис.6 "Гардемарин", рама из кожи.

В целом, украшения фоторамок должны быть соразмерны с рамой. Фоторамка не должна иметь слишком много украшений, так же как и не быть слишком простой. Простая рамка никогда не испортит фотографию, тогда как избыточный узор может уничтожить задуманный Вами цель. Рамки для фото, хоть и находится в зависимости от фотографии, являются очень важной частью окончательного результата, поскольку правильная рамка может увеличить воздействие на фотографии, в то время как плохая рамка пожжет почти все разрушить. Как правило, преобладающие цвета фотографии должны быть приняты в качестве руководства для выбора паспарту и рам. Всякий раз когда многообразие вариантов оформления ставит Вас в тупик, выбирайте золотую раму, так как настоящее водное золочение подходит к любой фотографии.

Изучая рамы, приходит понимание, что кажущаяся на первый взгляд простой задача оформления, по сути является сложной, особенно когда используемы материалы и технические приемы являются загадкой. Методы производства могут дать важные подсказки об истории и происхождению рамы, а толкование этого вещественного доказательства первый шаг в познании истории рам. Такое понимание поможет прозорливому мастеру развить острое чутье о том, как гармонично оформить фотографию и поможет передать виденье мира фотографа.

William B. Adair

PFM, Февраль 2015

P.S. В продолжение этой статьи не могу Вам не представить прекрасную Раму с портретом императора Николая II в форме Лейб-гвардии гусарского Его Императорского Величества полка созданную Михаилом Перхиным (1860-1903), петербургского мастера золотых и серебряных дел.

Это произведение Вы можете лично увидеть в музее Фаберже.

Рис.7 Рамка с портретом императора Николая II в форме Лейб-гвардии гусарского Его Императорского Величества полка