ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Оставьте свое сообщение и мы свяжемся с Вами.

12 ул. Воскова
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, 197198
Russian Federation

+7-921-9402612

Багетная мастерская в Санкт-Петербурге. Лучший дизайн оформления картин. Консервационное оформление. Вся история рамы в одном месте.

emile adam.jpg

Глоссарий

А

Абака - плита в верхней части капители колонны, пилястры. В зависимости от ордера может быть профилированные или гладкие края, быть в плане квадратной или с вогнутыми краями. Находится непосредственно под архитравом.

Антаблементбалочное перекрытие пролета или завершение стены, составной элемент архитектурного ордера. Членится на составные части: архитрав, фриз, карниз.

Антефикс - стоячая карнизная черепица, располагавшаяся по срезам кровли античных храмов, перекрывавшая шов между двумя смежными черепицами. Обычно украшались рельефными орнаментами (пальметта), головами людей или фантастических существ.

Анфемий - ленточный орнамент из пальметт, сочетание пальметт, лотосов, лилий и пр. Применялся для украшения ант, шеек ионических колонн, наличников дверей, на стенах над антаблементом и пр.

Архитрав - балка, нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, основной конструктивный элемент, обычно лежащий на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах - гладкая балка, в ионическом и коринфском - состоящего из одного или нескольких уступов - фасций.

Астрагал - архитектурный облом, представляющий собой сочетание валика с полочкой. Иногда валик обрабатывается в виде "нитки бус".

Б

База - основание, профилированное подножие колонны, пилястры, столба. Различаются по высоте и профилю.

В

Джо́рджо Ваза́ри (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо — 27 июня 1574 года, Флоренция) —итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания.

Валик - узкий облом, в сечении близкий к кругу, имеет то же назначение, что и полочка. Обычно украшается бусами (жемчужником).

Волюта - архитектурная деталь в виде спиралевидного завитка, часто с кружком (глазком, очком) в центре. Является характерной составной частью ионического и коринфской капители. Украшает консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон и т.д.

Выкружка - архитектурный облом, представляющий собой в сечении вогнутую четверть окружности или дуги, близкие к дугам окружности. Выкружка может быть прямой и обратной.

Г

Гильош орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

Гусёк - облом, составленный из двух пересекающихся окружностей частями их дуг, вогнутый вверху и выпуклый внизу. Ему соответствует обратный гусек, украшается пальметтами. В карнизе служит завершающим обломом.

Д

Дентикулы - ряд небольших прямоугольных выступов в карнизе ионического, коринфского и варианта римско-дорического ордера

Джотто, Джотто ди Бондоне  - (ок.1267-1337) итальянский художник и архитектор.

И

Ионики - орнамент в виде ряда яйцеобразных выпуклостей,чередующихся со стрельчатыми листьями

К

Каннелюры - желобки - вертикальные на стволе колонны или пилястры и горизонтальные на базе колонны ионического ордера. На стволе колонны дорического ордера они вырезались не очень глубоко, образуя друг с другом острые грани. В ионическом ордере каннелюры отделялись узкими полосками - "дорожками", поверхность которых обозначала цилиндрическую поверхность основной.

Капитель - венчающая часть вертикальной опоры (колонны, пилястры, столба), обычно пластически выделенная и находящаяся между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, пятой арки, свода, стеной и т.п.). В античную эпоху сложились основные типы капители: дорическая, ионическая, коринфская, композитная, сочетающая элементы ионической и коринфской. Своеобразные капители созданы и в других странах.

Кассоне (итал. cassone, происходит от итал. cassa — ящиксундук) представляет собой сундук, распространенный в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук). Вначале его украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, с XVI века его начинают украшать величественным резным декором. В начале XV века в Тоскане появилась мода украшать кассоне живописными панно на религиозные, мифологические сцены или сцены из древней и современной истории.

Карниз - 1. Профилированный выступ, составляющий венчание целого фасада (венчающий карниз) или же более мелкой архитектурной части (промежуточный карниз) - обычно декоративный. 2. Верхнее из трех горизонтальных главных членений классического антаблемента.

Кессон - архитектурно оформленное углубление (квадратное или многоугольное), заполняющее промежутки между балками горизонтального перекрытия или ребрами свода. Играет конструктивную и декоративную роль, а также применяется для улучшения акустики помещения.

Крипта - часовня под храмом (подземная или полуподземная), расположенная обычно под алтарной частью дома, где хранились особо почитаемые реликвии и совершались богослужения. Там же находились усыпальницы знатных семейств.

Л

Люнетт - арочный проем под распалубкой свода или просто в стене, снизу огражденный горизонталью. В сквозных люнеттах помещают окна. Глухие люнетты украшают росписью или скульптурой.

М

Маргаритоне д’Ареццо (итал. Margaritone d’Arezzo, работал в 1250—70х годах) — итальянский художник.

О

Оволо - выпуклый орнамент, выступающий из стены на четверть окружности.

П

Пальметта - скульптурный или живописный орнамент в виде стилизованных веерообразных листьев с нечетным числом симметрично расположенных частей. В архитектуре древнего Востока, античности и последующих эпох пальметта использовалась как часть декора. Разновидности пальметты весьма отличаются друг от друга.

Пиета - картина или скульптура, изображающая скорбящую Богоматерь, обнимающую снятое с креста тело Христа.

Пилястр - плоский вертикальный выступ (прямоугольный в плане) в стене. В ордерной архитектуре повторяет все части и пропорции колонны, но лишен энтазиса. Может быть как декоративным, так и конструктивным элементом, устраиваемым для усиления стены.

Полиптих - комбинация из трех и более панелей или рам с картинами или скульптурой.

Полочка - облом в виде узкого гладкого выступа, в поперечном сечении прямоугольный или трапециевидный, выступающей из плоскости стены не меньше, чем на величину своей ширины. Переход от полочки к плоскости стены делается посредством делается посредством закругления в 1/4 окружности, центр которой лежит на продолжении прямой очертания полочки. Обычно сочетается с другим обломом или разделяет, окаймляет более крупные обломы.

Пояс - гладкая полоса, протянутая горизонтально, слегка выступающая из поверхности стены. Отличается от полочки большей шириной, кроме того употребляется самостоятельно, без связи с другим обломом. 

Пределла - нижняя часть, подножие алтарного образа-полиптиха.

Пьедестал - художественно оформленное основание, на котором устанавливаются произведения скульптуры, обелиск, колонна и т.д. Геометрические правильные формы пьедестала часто выполняются с применением ордерных элементов и состоят из базы, карниза и тела (или стула), который мог быть украшен рельефом. Произвольные формы пьедестала могут быть в виде естественных необработанных камней и т.п. Пьедестал может устраиваться под парой колонн, под целой их группой. В римской ордерной архитектуре наличие пьедестала определяет полный ордер, его отсутствие - неполный.

Р

Ретабло - заалтарный образ больших размеров, характерный для испанских церквей XV-XVIII вв. Ретабло - заключенная в архитектурное обрамление сложная композиция из скульптурных и живописных изображений, имеющих характер икон. Ретабло достигают огромных размеров, доходя до сводов потолка. Ретабло помещают на восточной стене, в глубине алтаря. Значительную роль играет скульптура. Сложнейший орнаментальный узор обрамляет скульптурные клейма, посвященные евангельским сюжетам. Ретабло происходит с тех времен, когда походный алтарь воздвигался перед раскладным деревянным триптихом, а затем в XIII в. появился в видоизмененном виде в храмах. Расцвет скульптурного декора относится к XV в., когда ретабло превращается в целое архитектурное сооружение из алебастра и дерева, украшенное полихромной скульптурой.

 

Розетта - круглый орнаментальный мотив в виде распустившегося стилизованного цветка. Древнейшая форма растительного орнамента, встречающегося в Древнем Египте, где были разработаны мотивы цветка лотоса, видимого сверху. 

 

С

Сваг - элемент текстильного декорирования. Чаще всего применяется как часть шторного дизайна. Представляет собой специальным образом присборенный кусок ткани, один или два края которого свободно провисают.

Сграффито или граффито - (итал. sgraffito или graffito, буквально - выцарапанный) разновидность монументально-декоративной живописи, в которой рисунок процарапывается по верхнему слою штукатурки, обнажая нижний слой, отличный по цвету от верхнего. В XV-XVII вв. сграффито распространился в Италии, а затем и других странах как способ украшения стен, в основном фасадов, благодаря особенной прочности этой техники.

Скоция - облом, представляющий собой собой в сечении асимметречную выкружку с профилем двухцентровой дуги (из 2 четвертей окружностей различных радиусов) или более сложной кривой. Встречается в профилевке баз колонн, обычно без украшений.

Т

Тения - в дорическом ордере венчающая полочка архитрава. С нижней стороны тении под каждым триглифом находятся регулы с 6 гуттами.

Тимпан - 1. Внутреннее поле фронтона любой формы. 2. Криволинейный треугольник между пилястрой (колонной), аркой и антаблементом. 3. Ниша (полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания) или часть поля стены под аркой и горизонтальной перемычкой (обычно над дверью или окном). Часто использовался для размещения живописи, рельефа, скульптуры. 4. Поле между каменной перекладиной и разгружающей её аркой.

Ф

Фронтон - завершение фасада здания, портика, ограниченное карнизами. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Фронтон, в котором отсутствует горизонтальный карниз, называется щипец. Фронтон с разрывом в средней  части горизонтального карниза называется полуфронтон.

Э

Эдикула — 1. Ниша, обрамленная парой колонн или пилястр, опирающихся на подножие и увенчанных фронтоном. 2. Небольшое самостоятельное культовое здание, домик для священных обрядов, часовенка, распространенное в Древнем Риме  в эллинистический период. 3. Ниша или другое подобное помещение, особое вместилище для постановки изображений богов в храмах, общественных зданиях и частных домах; ниша для помещения урн на надгробных памятниках.  4. Небольшая комната.

Эскарпа - орнамент в форме свага из ткани, типичный элемент для рам Сансовино

Этруски — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр.

 

S

Sacra conversazione — в изобразительном искусстве название западноевропейского типа изображения Богородицы с младенцем Иисусом на руках в окружении группы каких-либо святых.

 

V

Verre eglomisi — техника при которой задняя сторона стекла покрывается золотом.